Техники Витражей

Техники Витражей

vitrazh lux_93

Классический витраж.

Создается такой витраж с помощью свинцового профиля. Эта техника изготовления витража была придумана и существует уже много столетий. Все потому- что это очень удобный способ соединить вместе стекла разного цвета. Профиль в таких витражах используется п- или н-образный. Свинцовый профиль легко гнется. Он может быль разной ширины. Свинцовый профиль для витража как правило дополняется так называемыми барами, прочными протяжками из металла, которые создают прочную , жесткую раму, в которую укладываются стеклянные элементы витража. Но еще надо добавить, что для придания стеклу в витраже цвета или рисунка, придумали наносить на поверхность стекол окислы разных металлов, которые в печи при нагреве образуют с поверхностью стекла единое целое.  Позже сдали вместо свинца протяжки из латуни, нейзельберга или стали. Такие витражи уже прочнее. Но и возможностей по искривлению протяжки у них меньше.

Витраж Тиффани.

На самом деле , их правильно называть Витраж в Технике Тиффани. Каждый стеклянный элемент оборачивается по периметру медной тонкой  фольгой шириной от 3 до 7 мм на клейкой основе. Затем отдельные кусочи стекол укладываются на эскиз витража в задуманной конфигурации. Потом медная фольга на соседних стекла витража пропаивается по периметру  с двух сторон витража. Олово создает прочные ячейки, внутри которых находятся стекла разного цвета.

Фьюзинг

С изобретением так называемых легкоплавких стекол (которые начинают плавиться при температуре около 600 градусов) стало возможным изготовление витражей в технике фьюзинг. Стекла укладываются на поверхность стекла –основы в разных комбинациях и цветах. Все это помещается в печку, где подвергается нагреву. В итоге получается витраж как единое целое из сплавленных  вместе стекол.

Контурный витраж

Жизнь не стоит на месте. Технический прогресс позволяет создавать  витражи, которые раньше были невозможны. Появилась возможность делать витражи в новой технике с использованием станков с ПУ. Наносить на стекло полимеры, которые после нагрева невозможно оторвать от поверхности стекла.  Контурные витражи создаются в три этапа. Сначала на компьютере создается модель витража в векторной форме, потом на станке с программным управлением на стекло наносится  контур из полимеров. После нагрева полимер прочно приклеивается к стеклу, этому способствуют также соответствующие добавки. Получается что-то типа детской раскраски на стекле с объемным контуром вместо линий. Потом художник вручную заполняет отдельные ячейки нужного цвета уже другими полимерами. После полимеризации при соответствующей температуре такой рисунок уже невозможно оторвать от поверхности стекла. Такой витраж обладает рядом достоинств. Во-первых в витраже возможна очень точная прорисовка мелких элементов. Толщина жилки  в витраже может составлять от 1 до 5 мм. Во вторых, в таком витраже  можно использовать плавное перетекание цвета . И не одного, а многих цветов. Возможно использование безграничного количества оттенков одного цвета. Витраж может быть прозрачным, матовым, эмалевым. Контурный витраж, нанесенный  на зеркало, не требует подсветки с изнанки. Лучше, конечно, один раз увидеть

Техника Мороз.

На стекло наносится специальный состав в горячем виде. Остывая, этот состав сокращается  в объеме и вырывает из поверхности стекла кусочки. Управлять таким процессом удается немногим. В Беларуси пока только мы умеем это делать. Зато как красиво сверкает витражное стекло в технике Мороз!  Можно делать витраж, используя только эту технику! Можно комбинировать в витраже технику Мороз с другими техниками, добиваясь фантастического по красоте результата.  

Витраж с бевелсами

 Что такое бевелсы? Это кусочки стекла специальной формы, вырезанные из стекла толщиной 5 или 6 мм, например, в виде листика, квадрата, капли и т,д. У такого кусочка обработана кромка фацетом. Т.е. на специальных приспособлениях стачивают кромку стекла под 45 градусов и полируют  ее. Затем эти бевелсы используют в витражах либо в виде отдельных элементов, либо в виде наборов, создающих накладные  фигуры. Такие кусочки стекла в витражах очень красиво сверкают и переливаются в лучах света. Витражи из них выглядят как алмазное украшение.  

Пескоструйные витражи.

Широко использоваться  техника пескоструйной обработки в витражах стала после изобретения двигателей, позволяющих подавать под давлением струю воздуха с  песком или электрокорундом. Такой песок вырывает на поверхности  будущего витража небольшие кусочки. Если посмотреть через микроскоп, что поверхность стекла изрыта мелкими кратерами, делая стекло матовым.  Сочетание матового и прозрачного стекла дает возможность получать витраж с различными орнаментами и рисунками.

Глубокая пескоструйка.

 Это великолепная дорогая техника обработки поверхности стекла для получения витража. Такие витражи дорогие, потому что в них много ручного труда и мастерства художника. Стекло как бы выгрызается на разную глубину с поверхности, образуя при этом линии с разным оттенком.  Сравнить такой витраж  можно с барельефом, но только не на камне, а на стекле.

Это только малая, может десятая часть техник, которые используются для создания витражей. Иногда думаешь, что уже все про них знаешь, но вот всегда оказывается, что можно придумать еще что-то новое.